ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
Гуманитарная миссия Севастополя

Детство на линии фронта

Дети стали невольными заложниками этой войны. Малыши, находящиеся в зоне соприкосновения, прячущиеся в подвалах от обстрелов, повзрослели, не желая того. Их бездонные взрослые глаза на совсем чистых детских лицах. Они ждут, ждут волонтеров с продуктами и игрушками, ждут наступления мира и продолжают верить в добро.
Екатерина Виноградова - автор фотографий – руководитель Гуманитарной миссии Севастополя.
Мальчишка лет восьми смотрит серьезно и по-деловому. Предлагаю и ему игрушку, отказывается.
-Нет, я таблетки жду, в очереди. Мне для мамы и для папы, они за продуктами стоят, а я здесь, чтоб хватило. Мне аспирин нужен и от головы…у мамы часто голова болит, - совсем по-взрослому объясняет мне.
Нас догоняет девчушка лет 14 на стареньком мопеде, просит монтажную пену. - У нас дырок много в доме, нам бы заделать, а то холодно. Даем девочке большой баллон с пеной, она смотрит вниз на тоненькие галоши, которые видно, что велики ей на несколько размеров и на выдохе произносит:
- А у вас резиновых сапог нету? Мне бы сапоги, а то…
Девочка замолкает и смотрит вниз на свою неказистую обувку. По машинам, уже съехавшимся в одну точку для выезда из села прокатывается эхом: у кого сапоги есть? Но сапог у нас больше нет, никаких.
Один из наших ребят, бежит к машине и кричит: «Подожди, подожди, не уезжай, я сейчас». Радостный, он бежит обратно к девочке, держа в руке свои сапоги, почти новые, теплые.
- Вот держи, великоваты будут немного, но носок теплый оденешь и хорошо, бери, не мерзни в этих галошах.
Слезы на глазах были у нас всех: и у девочки, и у товарища с сапогами и у меня. Слезы радости, они всегда лучше, чем слезы горя.
Подходят два парня, лет по 16-17, один выше меня ростом, думаю, что за батарейками и протягиваю коробку, чтоб выбрали. Ребята слегка смущаются, молчат, а потом тот, что повыше, показывая на мешок с игрушками, говорит: «А можно нам мишку, хотя бы одного на двоих, или нам уже не положено?». С комом в горле я протягиваю ребятам двух медведей, они бережно сажают их в корзинку на велосипеде, а я смотрю им вслед, и только Бог знает, чего мне стоило не разрыдаться в этот момент. Я и сейчас не могу без слез вспоминать этого парня с мишкой в руке и невероятно грустными глазами. Дети войны это страшно и больно всегда... и не важно, сколько им лет и какого они роста.
На порог выходит мальчишка лет семи, жмется к стенке, испуганные, тревожные глазки-бусинки следят за движениями наших водителей. Протягиваем ему мехового котенка, он берет и крепко прижимает его к себе. Так прижимают игрушки дети только здесь, на фронте. Они делают это как-то особенно крепко, будто защищаясь этим меховым комочком от всего ужаса и страха, которые легли на их плечи слишком рано, мгновенно сделав из детей маленьких взрослых с недетским взглядом.
Мы разговариваем, разгружаемся, а все это время мальчишки стоят неподвижно, молча и с абсолютно стеклянными глазами. Мы достаем игрушки, сладости, даем детям, они берут также молча и выражение их лица не меняется. Как маленькие роботы, на лице которых нет эмоций, никаких. Старший уносит все в дом, а младший Тимофей сидит на бревне и смотрит в одну точку, хотя руки у него полные сладостей и игрушек. Этот ребенок одинаково реагирует на звук снаряда и шоколадку в руках – точнее сказать он не реагирует вообще. Ни на что…

Отец треплет сына за плечо: «Он у нас молодец, он у нас командир, он знаете какой смелый, да сынок»? Отец говорит, а боль за сына читается в его глазах, где стоят слезы.
Мы тоже пытаемся развеселить мальчика, как-то поговорить с ним, но он почти беззвучно шевелит губами и смотрит куда-то вдаль. Грязными ручонками он держит наши подарки, худенькое тельце качается на ветру. Наши батюшки обнимают мальчика, дают ему крестик и икону Богородицы:

«Ты проси Божию Матерь, она тебя защищать будет, обязательно, хорошо?»….
Мальчик кивает и продолжает неподвижно сидеть на своем бревнышке. Этот ребенок ранен войной в самое сердце, ранен так, что неизвестно, сколько понадобится времени, чтобы отогреть его, после почти полгода страха, ужаса, голода, постоянного шума и ночей в погребе. После убитых на глазах соседей и могилок во дворах. А сколько таких беспомощных, голодных детей, стариков, к которым еще только предстоит доехать, которым негде искать защиты и помощи, у которых уже нет сил кричать, которые могут только беззвучно шевелить губами.
Подходят дети, все с теми же грязными ладошками и грустными глазами. В ход идут игрушки, конфеты и все, что любит детвора. Дети берут, но эмоций не видно, родители пытаются их тормошить:
- Смотри какая машинка, ну же, будешь играть, скажи спасибо. Ну посмотри и конфеты, и краски, здорово же… Но прифронтовые дети серьезные, особенно маленькие, будто и не дети вовсе, а меленькие взрослые, которые видят и знают больше чем мы и это тяжелым отпечатком ложится на их лица.
Заехав в село, на звук машины выходит женщина с мальчиком, у которого все те же фронтовые грустные глаза.
-Привет, тебя как зовут, тебе сколько лет? -, пытаемся заговорить мы с парнишкой, но он только смотрит вниз, ковыряя мыском галоши дорожную грязь и молчит. - Он у нас совсем взрослый, во втором классе, - женщина делает паузу, перестает улыбаться и добавляет…мог бы быть. Но какая теперь школа, просто не убили бы…
Мы достаем большой пакет с машинками, радуясь, что нам их принесли столько и открываем перед мальчишкой.
- Бери все, какие нравятся, не стесняйся, сколько хочешь, бери.
Мальчик продолжает стоять, смотрит на мешок с игрушками, но даже не двигается с места. Мы достаем машины и вертолеты, и уже через пару минут у парня полные руки мальчишечьих сокровищ.
- Спасибо, говорит мальчик тихо и прижимая к себе горсть игрушек даже слегка улыбается еле заметной улыбкой, будто разучился он и вовсе это делать.
Ане пять, зову ее взять игрушку, но она не идет, сторожит коробки с продуктами, бабушка так сказала… В свои пять Аня знает, что еду надо сторожить, чтоб не отняли… Подхожу к ней с игрушками, берет розового зверя и тихо говорит: «А Мишке? Это мой брат»… Протягиваю зверя и Мишке.
Дети здесь бойкие, боевые, но не наглые, просто в свои пять, шесть лет эти Ани и Мишки знают, что такое не жить, а выживать. Знают куда бежать, если обстрел, что еду могут отобрать, что если не будут бомбить, значит будет костер и горячая еда… Дети с грязными ладошками, чумазыми лицами и не по детски серьезным взглядом. Дети прифронтовых сел… дети войны…
Раздаю детям пластилин, они улыбаются, некоторые даже подпрыгивают от радости. Подходят, подростки, лет 15-16, мнутся, а потом один быстро, на выдохе произносит: «А можно нам тоже пластилин». Протягиваю две пачки, берут, улыбаются и говорят: «А мы думали, не дадите, типа мы взрослые. Когда какую-то гуманитарную помощь на детей дают обычно, нам не положено ничего обычно, потому что большие, а нам скучно». Даю ребятам еще фломастеры и тетради, и они вприпрыжку убегают вглубь села.
Выходят наши уже старые знакомые дедушка с внучкой, которой мы тут же насыпаем полные руки всяких девчачьих игрушек и сладостей.
Девочка тихонько отходит под дерево, раскладывает сокровища на ящике от снарядов, разглядывает большими грустными глазами игрушки, играет, будто и нет вокруг взрывов.
Мы дали людям с собой несколько пайков, детям печенья и вафли, ведь дети есть дети. Прижимая печенье к себе младший мальчишка заулыбался и сказал брату: «Смотри, мы теперь богатые, почти как дома, до войны»…
Открываем коробку за коробкой, вереница людей переходит от лекарств к продуктам, вещам, игрушкам. Одинаково грустные глаза, полные какого-то отчаяния, усталости и страха. И вдруг среди этого круговорота людской грусти и горя стоит девочка лет десяти и смеётся в голос. И так странно и дико слышать детский смех среди выбитых стекол, серого фронтового неба и десятков вот этих взглядов безысходности и боли. В каждой руке у девочки пара меховых наушников, розовых, красивых, совсем не вписывающихся в эту военную действительность. Девочка плохо ходит и на её смех прибегает мама.
-Она мечтала о них целый год, с прошлой осени, вот целый год только про них и говорит. Вы не представляете, какое счастье вы ей подарили, мечта сбылась, - они с девочкой улыбаются вместе, а я стараюсь не плакать.
-Игрушки, игрушки, Пашка смотри – радостно кричит девочка, но пойти взять из коробки стесняется. Мы находим для ребят игрушки, фломастеры и много всего, они улыбаются и с жадностью рассматривают сокровища. Вдруг среди всего Паша вытаскивает пакет кошачьего корма и кричит:
-Ангелина, смотри, кочачий корм, кочачий корм!!!
Ангелина поясняет мне, что кошек много в селе и собачек и они их кормят. Так по- взрослому объясняет мне, что жалко их тоже.
Мы загружаем все детское добро в машину и везем ребятам домой, которые едут перед нами на стареньких велосипедах и с гордостью показывают дорогу.
Трудно, когда дети разучились мечтать. Когда на тебя смотрят спокойные, взрослые, глубокие глаза и на вопрос «О чем ты мечтаешь?» отвечают спокойно и грустно…. «ни о чем», «не знаю», ты подходишь к другому, но ответ точно такой же… Это целое поколение детей войны, которые не помнят, как это мечтать, или просто не успели этому научиться. И ты стоишь в полной растерянности перед этим взрослым ребенком, сзади что-то громыхает, дети спокойно комментируют: «Это выход, не бойтесь, это отсюда» или «Это что-то прилетело, но туда, в поле за село, далеко». Они говорят об этом спокойно и буднично, будто мимо просто проехал троллейбус нужного маршрута. Об этом они могут рассуждать, шутить даже, а вот мечтать…с мечтами сложно. И ты стоишь, такой взрослый и вроде как сильный с какими-то даже возможностями, а сделать ничего не можешь. Можешь только обнять этого ребенка, достать из машины коробку с игрушками, книжками, конфетами, и попытаться хоть на несколько минут вернуть его в детство, которое вместе с мечтами предательски забрала война.
Между жизнью и фронтом находятся люди в прифронтовой полосе. Они не воюют на передовой, но и не живут мирной жизнью. Война стоит на пороге их дома, они давно забыли, что такое мир, свет, вода и воздух без запаха пороха. Они боятся тишины, они смотрят на небо, чтобы увидеть не солнце, а беспилотник.

Там дети слово "война" произносят шёпотом, протягивая грязную ладошку просят крестик, веря, что он защитит их от выстрелов. Там дети босыми ногами бегут от войны, но так и не могут добежать до мирной жизни, застревают где-то посередине в подвале, прижимая плюшевого мишку из гуманитарной помощи. Война дышит им в спину, а мир где-то там, далеко, за горизонтом.

Между жизнью и войной живут добровольцы, которые ездят в прифронтовую зону, для которых жизнь разделилась на до и после навсегда. Они плохо спят ночью, потому что перед ними стоят глаза детей, которые смотрят в никуда, они тяжело привыкают к тишине, вернувшись оттуда. Они научились различать на слух прилёты и отлеты, они живут в постоянном страхе не собрать заветные тонны помощи. Для них боль людей там, стала их собственной болью, каждая поездка становится рубцом на сердце, но они уже не могут иначе.

Они не могут не ездить туда и просто спокойно жить, как будто ничего не происходит. Для них равнодушие уже преступление против собственной совести. Для них война там стала частью их жизни здесь, главной частью....
Made on
Tilda